Поможет ли федеральный реестр турагентов защитить туристов

Поводом для обращения к экспертам стало принятие Госдумой во втором чтении законопроекта, запрещающего турагентам работать без записи в федеральном реестре. Вносить данные должны будут туроператоры.

«Наличие такой записи будет считаться подтверждением того, что между поставщиком туруслуг и его розничным партнером заключен договор о реализации и продвижении турпродукта. Турист сможет получить достоверную информацию о праве турагента на продажу тура конкретного туроператора», – пишут авторы поправок. Кроме того, в законе, помимо турагента, появится термин «субагент». 

По мнению авторов документа, это устранит правовую неопределенность по статусу тех розничных компаний, которые бронировали туры не напрямую у туроператоров, а через центры бронирования или иных посредников. «Анализ действующего законодательства РФ о туристской деятельности и правоприменительной практики позволил выявить ряд пробелов в правовом регулировании турагентской деятельности, а также необходимость уточнения и доработки отдельных положений законодательства. На практике встречаются случаи реализации турпродукта турагентом через центры бронирования. В 2018 году и в начале 2019 года от прекращения деятельности ряда крупнейших ЦБ пострадали не только тысячи туристов, но и сами турагенты. Федеральным законом не установлены специальные механизмы, направленные на возмещение ущерба, причиненного туристам в результате прекращения деятельности ЦБ», – говорится в пояснительной записке к документу.

Юрист Игорь Косицын считает, что с вступлением в силу этих поправок усилится ответственность туроператоров, в том числе и за банкротство турагентов. 

«В силу сложившейся судебной практики и разъяснений Верховного Суда у нас поставщик туруслуг и так очень часто отвечал за действия своих агентов, которые не перевели ему денежные средства или ненадлежащим образом их использовали. Этот момент будет более четко прописан в законе. Он говорит не только об усилении финансовой ответственности туроператоров, но и дает возможность туристам обращаться напрямую к поставщикам туруслуг в случае, если его турагент прекратил деятельность. Я считаю, что туроператоры должны ответственно подходить к выбору своих розничных партнеров, следить за их действиями, устанавливать такие сроки и условия оплаты, которые могут обеспечить интересы и компании, и туристов. Сейчас туроператоры часто получают денежные средства за тур в последний день, работают по каким-то депозитам или особым договоренностям, а потом в момент краха оказывается, что туристы остаются ни с чем», – подчеркивает Игорь Косицын.

Однако есть и другая точка зрения. Ее ранее выразил генеральный директор туроператора TUI Россия Тарас Демура: поправки, предусматривающие обязанность туроператора отвечать по обязательствам розничных компаний, не защитят туристов, а вызовут обратный эффект, станут основой для создания пирамид и мошеннических схем.

Учредитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов согласен: сам по себе реестр не сможет защитить потребителей туруслуг. Он просто учитывает участников рынка, но никак не обеспечивает их добросовестность и не гарантирует чистоту расчетов. Для этого как минимум нужен инструмент контроля в виде электронный путевки или другого способа отслеживания сделок. «Тем не менее дисциплинирующую функцию реестр выполнит, а позже, возможно, и электронная путевка подоспеет, время до середины 2022 года есть», – комментирует эксперт.


Источник