Новые плюсы и минусы законопроекта о туристических ваучерах

21 мая Государственная Дума приняла во втором чтении текст поправок, предложенных правительством РФ. Эксперты турбизнеса по-разному комментируют ту часть документа, которая касается антикризисных мер для турбизнеса и связанных с обстоятельствами коронавируса.

Георгий Мохов («Персона Грата») обращает внимание на тот факт, что ранее разработанную новую статью в 132 ФЗ за номером 10.8, определяющую порядок изменения и расторжения договоров о реализации турпродукта, убрали полностью из законопроекта. На своей странице в Фейсбуке эксперт комментирует: «Это очень грустно. Все положения «особенностей» переноса будут отражены в постановлении правительства РФ. А это нам говорит о чем? О том, что по иерархии нормативных актов федеральный закон выше постановления и значит, Закон о защите прав потребителей может перевешивать в суде».

Всех отраслевых специалистов волнует судьба статьи, о которой говорит Георгий Мохов, потому что благодаря ей должен был включиться механизм «туристических ваучеров» – возможности переносить невыполненные обязательства. Юрий Барзыкин (РСТ) призывает коллег по отрасли пока не волноваться. Он отмечает для TourDom.ru плюсы одобренного законопроекта: «Да, статью 10.8 убрали из закона. Но другой статьей передали правительству полномочия определять особые условия участников турбизнеса». Юрий Барзыкин имеет в виду раздел законопроекта, в котором рассматриваются ситуации, связанные с чрезвычайными обстоятельствами. Согласно статье 19.4, правительство сможет устанавливать на 2020–2021 гг. «особенности изменения или расторжения договоров о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором». Георгий Мохов соглашается: норма дает нам возможность досудебного урегулирования споров, а это снимет значительную часть конфликтов.

В тексте законопроекта вновь упоминается понятие «равнозначного туристского продукта», споры о котором уже велись в среде специалистов, поскольку параметры равнозначности установить сложно так, чтобы они устроили всех. Пример тому – «Аэрофлот», который, не дожидаясь изменений в Воздушном кодексе, ввел собственные сертификаты в качестве компенсации и возврата за билеты. Этот вариант критикуют из-за содержащихся ограничений, хотя посыл акции был именно в достижении равнозначности предоставляемых услуг.

Специалисты также обращают внимание: в новом тексте нет упоминаний о необходимости действующих фингарантий для тех туроператоров, которым предназначаются антикризисные возможности. Также исчезло связанное с этим временное ограничение в 45 рабочих дней. Зато появились обнадеживающие пункты о том, что правительство может изменить сроки выплаты туроператоров в фонды персональной ответственности (ФПО) и размер взносов. Ранее в турсообществе высказывалась критика: 7% отчислений от годового оборота, необходимые для освобождения от фингарантий, избыточны. Именно по этой причине многие туроператоры не могут продолжать деятельность и технически вылетают из реестра.

По мнению Юрия Барзыкина, вариант законопроекта, одобренный во втором чтении ГД, это достижение турбизнеса, Ростуризма, СМИ, общественных организаций. «Еще важно, что в правительстве за время обсуждения поправок появилось понимание того, как функционирует отрасль». Тарас Демура («TUI Россия») комментирует сегодня СМИ: «Это непростая, но необходимая мера в сложившихся обстоятельствах, направленная в первую очередь на защиту прав туристов. Она позволит сбалансировать долговую нагрузку туроператоров, привязав выполнение обязательств перед туристами к срокам возобновления деятельности, открытия направлений». Он так же, как Юрий Барзыкин, считает, что получившийся документ – пример консолидации в трудной ситуации, когда простых решений не бывает, а бездействие и промедление могут стать губительными.

Алексей Кожевников («Опора России») ждал от текста законопроекта большего: «Происходит колоссальная потеря времени для всех. Турбизнес до сих пор не понимает, на каком он свете. Сначала ясности ждали от Думы, теперь от правительства. Что оно решит – никому не известно. Особенно если учесть уже имеющийся опыт, когда принятые постановления с первого взгляда выглядят вполне адекватно, а после проработки механизмов и условий оказываются совершенно не востребованными бизнесом из-за полного несоответствия его потребностям».


Источник