«Жалуйтесь куда угодно»: как выглядит практика зарплатных кредитов в туризме

Предприятия индустрии гостеприимства продолжают сталкиваться с отказами в выдаче кредитов по ставке 0%, которые предусмотрены для выплат зарплат сотрудникам в рамках правительственных мер поддержки малого и среднего бизнеса.

Своим опытом поделилась с TourDom.ru Дарья Ковалевская, основатель Sokroma Group, управляющей 27 объектами, мини-отелями и гостевыми домами в Санкт-Петербурге. «Подали заявки на кредит в несколько банков. В ВТБ отказали сразу, сославшись на то, что не соответствуем неким их внутренним регламентам. На предупреждение, что будем вынуждены сообщить в ЦБ РФ и Минэк, ответили: «Жалуйтесь куда угодно». Тот же самый пакет документов без возражений приняли в Сбербанке. Но уже полмесяца ждем, пока в нашем личном кабинете появится «кнопка» для автоматического оформления кредита, – в офлайн-режиме это недоступно. Обращались и в МСП-банк. Там ежедневно требуют всё новые дополнительные справки, волокита тянется больше недели».

По словам Дарьи Ковалевской, ее компания соответствует всем критериям, необходимым для участия в правительственной программе поддержки. И по сфере деятельности – гостиничный бизнес, и по масштабам – годовая выручка до 800 млн руб., штат – не более 100 человек. Налоги за прошлый год у предприятия заплачены. «Кредит необходим нам, чтобы не сокращать кадры. Даже минимальная зарплата стала бы подспорьем для 15 сотрудников, ведь сейчас работаем лишь на 5% своих мощностей. Треть объектов размещения пришлось сдать в долгосрочную аренду, но доходов всё равно не хватает, чтобы сводить концы с концами. Мы как управляющая компания должны регулярно рассчитываться с владельцами недвижимости – у многих из них обязательства по ипотеке», – поясняет Дарья Ковалевская.

Со сложностями при оформлении зарплатных ссуд сталкиваются многие предприниматели из сферы гостеприимства. По словам экспертов, проблемы чаще всего объясняются «эксцессом исполнителя». Решения о кредитовании принимают филиалы банков на местах. Их сотрудники не всегда достаточно компетентны и порой отказывают даже заемщикам, полностью соответствующим всем требованиям. Есть и такой фактор, как желание перестраховаться, запросить больше бумаг, чем необходимо, чтобы не нарваться на санкции со стороны головной банковской структуры.

Заметим, региональные управления Сбербанка стали брать случаи отказов на контроль, в том числе отслеживая публикации в СМИ. Так, HotLine.travel буквально через несколько часов после выхода статьи о сложностях с кредитованием у одной из туркомпаний Татарстана получила письмо от отделения СБ РФ в этой республике. Банк запросил данные клиента и пообещал разобраться в ситуации.


Источник