Роспотребнадзор прозрел: туристам предложено договариваться с туркомпаниями

Представители туристических компаний обсуждают памятку для туристов «Коронавирус COVID-19: какие права есть у потребителя и как их защитить?» (опубликована 13 апреля на сайте Роспотребнадзора). Многие отмечают неожиданно объективные рекомендации со стороны контролирующего ведомства.

«Обращаем внимание, – говорится в пункте 1.3, – что при решении вопроса о возврате платы за неоказанные услуги по причине принятия мер ограничительного характера целесообразно:

1. Рассматривать встречное предложение исполнителя услуг.
2. По возможности стараться урегулировать спор в досудебном порядке.

В случае же рассмотрения требований следует иметь в виду, что в соответствии с положениями пункта 3 статьи 451 ГК РФ при расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора».

Тем самым Роспотребнадзор не только признал за туроператорами право удерживать фактически понесенные расходы при вынужденной отмене туров, но и ориентировал туристов на досудебный характер урегулирования претензий.

«Роспотребнадзор молодцы. Это лучшее, что было за всё время кризиса. Браво! Дать читать всем туристам», – написал у себя в Фейсбуке Артур Мурадян, генеральный директор Space Travel.

С ним солидарен и руководитель компании «Юристы для турбизнеса» Александр Байбородин. «Приятно удивил тон памятки. По-видимому, воззвания представителей турбизнеса были услышаны. Обычная позиция Роспотребнадзора на протяжении многих лет – это “казнить нельзя помиловать”, т. е. вернуть всё. Одномоментное обращение в суд множества клиентов может привести сегодня к физическому банкротству и прекращению деятельности многих участников рынка. Поэтому мы рекомендуем туристам добиваться решения спорной ситуации в досудебном порядке на основе взаимного учета интересов друг друга. Теперь об этом же говорит и федеральное ведомство, словно обращаясь к туристам, – договаривайтесь! Не идите в суд! Худой мир лучше доброй ссоры. Мы считаем, что следующим шагом от государства могло бы быть издание закона, официально закрепляющего право туроператоров на перенос сроков совершения поездки, что уже сделано в ряде европейских государств», – подчеркнул он.

Вместе с тем далеко не весь текст памятки Роспотребнадзора вызвал восторженные отзывы. Представители турагентств обратили внимание, что ведомство напоминает туристам о праве воспользоваться чарджбэком – отозвать платеж в случае, если услуга была оплачена картой.

Это сделано в пункте № 5, в котором описываются условия отказа от услуг зарубежных отелей. Однако одна из фраз может быть истолкована и как призыв оспаривать оплату за туры: «Чарджбэк можно получить практически от любого учреждения или организации, если вы перевели деньги на банковский счет юридического лица с карты», – сообщает Роспотребнадзор. И хотя турагентства в этом контексте не упоминаются, представители розницы не исключают, что фраза может быть истолкована некорректно. Держатели карт станут массово инициировать чарджбэк. А объяснить банкам, что турагентства оказывают услуги по подбору туров, не участвуя в их формировании и выполняя только посреднические функции, удается не всегда.


Источник